Родительский университет


” Ну а кто им поможет в вопросах воспитания ребенка, если не учителя с профессиональными знаниями педагогики, психологии, дидактики? Такую практику надо распространить на всю систему. И родители, которые привыкли стоять у порога учительской и выяснять отношения с учителями, пусть идут на тематические собрания и начинают работать со школой в тандеме. Учеба ребенка, его адаптация, социализация в школе – это же и ответственность родителей…Но, прежде чем требовать что-то от учителя, родители пусть сначала ответят на вопрос, что они сделали для школы, в которой ребенок порой проводит больше времени, чем дома…Настоящий учитель никогда не будет разделять ответственность за ребенка между школой и семьей. Он и родителей вовлечет в процесс, сделает их союзниками на период всего обучения…» – обратил внимание Президент Республики Беларусь Лукашенко Александр Григорьевич.

Работа по проекту «Родительский университет» организована в соответствии с письмом Министерства образования Республики Беларусь от 30.01.2020 № 05-01-15/954/дс в целях совершенствования деятельности педагогических коллективов учреждений общего среднего образования по оказанию социально-педагогической поддержки и психологической помощи семьям в воспитании детей.

Цель работы проекта в школе: повышение психолого-педагогической компетентности родителей (законных представителей) в области воспитания и развития детей.

«Родительские университеты»- это известная форма работы с родителями.


ПРОГРАММА РОДИТЕЛЬСКОГО УНИВЕРСИТЕТА ГУО «Средняя школа №21 г.Гомеля» на 2024/2025 учебный год
Рекомендации для родителей пятиклассника
  • Относиться с пониманием к трудностям, с которыми сталкивается их ребенок при переходе на II ступень общего среднего образования;
  • Помогать ему постепенно привыкать к самостоятельности: пусть он сам готовит портфель, узнает домашнее задание у одноклассников, делает самостоятельно уроки и тому подобное, но не следует сразу контроль за учебой ослаблять;
  • Научить подготавливать свое рабочее место к работе, планомерно выполнять домашнее задания;
  • При возникновении сложностей с выполнением домашнего задания, не отказывать в помощи и не делать задания за ребенка. Покажите интерес к этим заданиям. Если же ребенок обращается к Вам с вопросами, касающихся домашнего задания, не подсказывайте, а помогите ему самостоятельно найти ответы. Вы только дайте ребенку почувствовать интерес к тому, чему обучают в школе
  • Не стоит обсуждать с ребенком учителей, формируя тем самым негативное отношение ребенка к конкретному предмету;
  • Интересуйтесь школьными делами, пробуждайте ребенка обсуждать ситуации, которые для ребенка могут оказаться сложными и вместе ищите выход из создавшихся конфликтов;
  • Не связывайте оценки за успеваемость ребенка со своей системой наказаний и поощрений;
  • Не допускайте физических мер воздействия, запугивания, критики в адрес ребенка, особенно в присутствии других людей;
  • Исключите такие меры наказания, как лишение удовольствий, физические наказания;
  • Поощряйте ребенка не только за учебные успехи. Морально стимулируйте достижения ребенка;
  • Особые усилия прикладывайте для того, чтобы создать и поддерживать спокойную атмосферу в доме. Спокойствие и домашний уют помогут ребенку более эффективно справляться со школьными проблемами и быстрее пройти период адаптации пятиклассника.
Психологические особенности младших школьников

Ребенок растет, меняется. Совсем недавно он был послышным дошколенком, а теперь – гордо вышагивает в школу. Как сохранить любознательность ребенка, сберечь здоровье? Знание возрастных особенностей учебной деятельности детей поможет мамам и папам лучше понять своего ребенка, помочь ему справиться с проблемами в школе, повысить качество его подготовки.

       Особенности учебной деятельности детей определяются их возрастными физиологическими и психологическими особенностями.

       В младшем школьном возрасте в организме ребенка происходят существенные изменения. Увеличивается мышечная масса, сила мышц. Активно развиваются мелкие мышцы кисти. Идет процесс окостенения позвоночника.

      Отмечается качественное и структурное изменение головного мозга – устанавливается доминирование и подчинение в системе межполушарных отношений. Доминирование в данном возрасте функций левого полушария создает условия для формирования и функционирования абстрактного (вербально – логического) способа переработки информации, произвольной регуляции высшей психической деятельности, осознанности психических функций и состояний. Таким образом, мышление развивается от эмоционально – образного к абстрактно – логическому. 

        Переходная стадия развития высшей психической деятельности предопределяет преобладание процесса возбуждения над процессом торможения. Для данного возраста характерна недостаточность процесса избирательного реагирования, связанная с особенностями функционирования переднеассоциативных областей мозга- ответственных за принятие решений, оценку значимости поступающей информации и организацию адекватного реагирования. Как следствие, наблюдается затруднение в выделении основной значимой информации и отвлечение несущественными деталями.1 Слабость анализа при восприятии компенсируется ярко выраженной эмоциональностью восприятия.

        Внимание младших школьников непроизвольно, недостаточно устойчиво, ограничено по объему.

        Возможности памяти очень велики, однако дети не умеют распорядиться своей памятью и подчинить ее задачам обучения (плохо развит самоконтроль, самопроверка при заучивании). Безошибочно запоминается материал интересный, конкретный, яркий.

        Для данного возраста характерна известная податливость, внушаемость, доверчивость, склонность к подражанию. 

        С началом обучения в школе психологи связывают проявление симптомов возрастного кризиса 7 лет (работы Л. С. Выготского, Л. И. Божович и др.).          Среди симптомов кризиса – манерничание и кривляние(Л. С. Выготский).    Возраст семи лет – это возраст потери «непосредственности». Поведение ребенка перестает быть непосредственным, естественным. Причина этого – обобщение переживаний – особый момент в развитии, приводящий к удерживанию некоторого переживания, «вклиниванию» обобщенного переживания в поведение ребенка. Поведение ребенка перестает быть сиюминутным, оно опосредуется обобщенным переживанием, в частности, представлением о собственных возможностях.  К 7 годам, как утверждал Л. С. Выготский, возникает ряд сложных новообразований – самолюбие, самооценка.2 Формируется также специфическое психическое новообразование – позиция школьника, связанная с формированием привлекательности образа школы, потребности в приобретении новых знаний.  Дети стремятся к признанию своей новой позиции. Однако реально положение ребенка до школы в семье, отношение к нему как к маленькому вызывает протест. Источником кризиса развития является несоответствие нового личностного образования – позиции школьника – старой системе отношений, характерной для дошкольного детства. 3

        Педагогам и родителям следует учитывать данные анатомо – физиологические и психические возрастные особенности при организации учебной деятельности младших школьников в школе и дома.      Необходимо проявлять заботу о правильной осанке детей во время учебных занятий, что особо важно именно в этом возрасте, так как осанка, в основном, формируется в 6 – 7 лет. Правильная осанка обеспечивает нормальную работу мышц и внутренних органов, повышает эффективность учебной деятельности. Уже в младшей школе сейчас наблюдаются различные нарушения осанки: сколиоз, сутулость, круглая спина, изгибы позвоночника. Различают три степени нарушения осанки. При нарушении первой степени отклонения от нормы слабо выражены и исчезают в прямой стойке. При нарушении осанки второй степени отклонения от нормы устойчивы. Они не исчезают в прямой стойке, но связаны, как правило, только с нарушением мышечного аппарата, а потому поддаются исправлению. Искривления позвоночника третей степени затрагивают скелет и лечению поддаются с трудом. В первых двух случаях позитивное воздействие на формирование правильной осанки трудно переоценить. Необходимо объяснить школьникам правила правильного сидения за партой, домашним письменным столом и их значение для обеспечения здоровья и, периодически, в случае необходимости, напоминать о них.

        В этом возрасте также формируются и другие навыки: поддержание правильной позы во время ходьбы, выполнения работ стоя или при ответах у доски. Для развития опорно – двигательной системы большое значение приобретают подвижные упражнения.

        Хорошие результаты дает сочетание обучения с игрой. Здесь максимально проявляются инициативность, самодеятельность, соревновательность школьников. Недостаток движения вреден для здоровья человека. Нарушается работа сердца, легких, снижается устойчивость к болезням. Также для развития опорно – двигательной системы важны специальные упражнения мелкой моторики (в том числе письменные, которые отрабатывают точные движения).

        В области материально – технического оснащения учебного процесса следует позаботиться о специальном подборе мебели, размеры которой должны соответствовать возрастным характеристикам. С началом систематического обучения в деятельности детей преобладающим становится статический компонент. Учащиеся младших классов проводят за партой от 4 до 6 часов в день. Вместе с тем статистическая выносливость у детей данного возраста невелика, утомление организма развивается относительно быстро, что связано с особенностями двигательного анализатора. Так, у первоклассников через 5 – 7 минут, а у второклассников через 9 – 10 минут сокращенные мышцы переходят из состояния напряжения в состояние расслабления. Большая статистическая нагрузка еще более возрастает, если ученик сидит за столом неправильной конструкции или не отвечающей своими размерами длине и пропорциям тела школьника.

         Особенности восприятия и памяти в данном возрасте предопределяют критерии отбора содержания. Педагогу и родителям следует прибегать к увлекательным, ярким, эмоциональным образам, способных вызвать интерес школьников. Большое значение в данном возрасте приобретает принцип наглядности в обучении. Наглядность связана не только с работой органов зрения, но и слуха, ощущения, обоняния. Следует использовать различные виды наглядности: чувственно – конкретную (рисунки, макеты, объекты природы); абстрактную и символическую (схемы, таблицы, диаграммы, графики). 

        Учитывая богатый потенциал памяти младшего школьника в сочетании с неразвитыми умениями самоконтроля и самопроверки при заучивании, необходимо уделить выработке данных умений, приобщению школьников к рациональной организации собственной учебной деятельности. Существенное место в организации учебной деятельности также должны занять упражнения в произвольном внимании, в активизации волевых усилий для сосредоточения.

        Характерные для данного возраста определенная податливость, внушаемость, доверчивость, склонность к подражанию создают благоприятную возможность для нравственного воспитания младших школьников, приобщения их к позитивным правилам социального взаимодействия. Авторитет педагога, родителя как носителя коллективных норм и ценностей для учащихся этого возраста достаточно высок. Следует прибегать к описанию ситуаций нравственного выбора, стремиться к изложению своей точки зрения, объяснению причин такого выбора, формированию собственной позиции младших школьников. Воспитывающее обучение способно стать средством  формирования отношений ребенка со взрослыми и сверстниками, в семье и вне школы, отношения к себе и самооценки.

Воспитание навыков и привычек культурного поведения для детей

Уважаемые родители!

Воспитание культуры поведения является неотъемлемой частью воспитанного, интеллигентного человека и этой проблемой необходимо заниматься, начиная уже с раннего детства.

В содержании культуры поведения детей входят следующие компоненты:

– культура деятельности,

– культура общения,

– культурно – гигиенические навыки и привычки.

Воспитание культуры поведения у детей не может рассматриваться только в рамках детского сада. Оно предусматривает обязательную связь с воспитанием детей в семье, координацию усилий педагога и родителей. Для педагогов очень важно найти методы, позволяющие установить тесные контакты с семьей в целях обеспечения единства в воспитании нравственной культуры.

Культура деятельности проявляется в поведении ребенка на занятиях, в играх, во время выполнения трудовых поручений. Формировать у ребенка культуру деятельности – значит воспитывать у него умение содержать в порядке место, где он трудится, занимается, играет; привычку доводить до конца начатое дело, бережно относится к игрушкам, вещам, книгам. А также умение и желание трудиться, проявлять интерес к выполняемой работе, понимание ее цели и общественного смысла; проявление волевых усилий в достижении требуемого результата; взаимопомощь в коллективном труде.

Культура общения предусматривает выполнение ребенком норм и правил общения с взрослыми и сверстниками, основанных на уважении и доброжелательности, использованием соответствующего словарного запаса и форм общения, а также вежливое поведение в общественных местах, быту.

Культура общения предполагает умение не только действовать нужным образом, но и воздерживаться от неуместных в данной обстановке действий, слов, жестикуляций. Ребенка надо учить замечать состояние других людей. Уже с первых лет жизни ребенок должен понимать, когда можно побегать, а когда нужно остановиться, потому что в некоторых ситуациях такое поведение становится недопустимым, т.е. поступать, руководствуясь чувством уважения к окружающим. Именно уважение к окружающим в сочетании с простотой, естественностью в манере говорить и проявлять свои чувства характеризует такое важное качество ребенка, как общительность.

Культура общения предполагает и культуру речи. Это наличие у детей достаточного запаса слов, умение говорить лаконично, сохраняя спокойный тон. Уже в младшем возрасте ребенка приучают называть взрослых по имени и отчеству, на «Вы», корректируют произношение, учат говорить в нормальном темпе, без скороговорки или растягивания слов. Не менее важно в это же время научить ребенка внимательно слушать собеседника, спокойно стоять во время разговора, смотреть в лицо говорящему. В процессе организации педагогом воспитательной – образовательных мероприятий, культура общения формируется быстрее. Но не менее важно воспитывать культуру общения в повседневной жизни, в разных видах их самостоятельной деятельности: играя дома, общаясь с родителями, сверстниками и т.д. Важную роль здесь играют родители. Родители должны в первую очередь поддерживать культуру общения дома не только с детьми, но и между собой. Потому что дети, слушая речь родителей стараются использовать ее, не понимая хорошие это слова или нет. А взрослые начинают возмущаться: «Кто тебя научил такие слова говорить, в детском саду услышал?!».

Культура общения предусматривает так же выполнение ребенком норм и правил общения с взрослыми и сверстниками, основанных на уважении и доброжелательности, с использованием соответствующего словарного запаса и форм общения, а также вежливое поведение в общественных местах, быту.

Правила культуры общения:

– Пользуйся словами вежливого обращения: «Здравствуйте», «До свидания», «Пожалуйста»,«Извините», «Спасибо»

– Будь всегда приветлив и вежлив.

– Не перебивай взрослых.

– На улице, дома, в детском саду, в транспорте и других общественных местах говори спокойно, негромко; веди себя сдержанно- Слушай старших внимательно, стой при этом спокойно, смотри в лицо собеседнику, не перебивай.

– С уважением относись к труду старших и товарищей.

– Делись с товарищами игрушками, книгами. Играй дружно.

Культурно-гигиенические навыки — важная составляющая часть культуры поведения. Необходимость опрятности, содержание в чистоте лица, рук, тела, прически, одежды, обуви продиктована не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений.

Культуру еды часто относят к гигиеническим навыкам. Но ее значение не только в выполнении физиологических потребностей. Она имеет и этический аспект, ведь поведение за столом основывается не только на уважении к сидящим рядом, а также к тем, кто приготовил пищу:

Педагоги и родители должны постоянно помнить, что привитые в детстве навыки, в том числе культурно – гигиенические, приносят человеку огромную пользу в течение всей его последующей жизни.

Воспитание культуры поведения у ребёнка не может рассматриваться только в рамках детского сада. Оно предусматривает обязательную связь с воспитанием детей в семье, координацию усилий педагога и родителей. Очень важно найти методы, позволяющие установить тесные контакты с семьей в целях обеспечения единства в воспитании нравственной культуры.

С этой целью используются, можно использовать:

– общие и групповые родительские собрания;

– консультации;

– посещение педагогом семей своих воспитанников;

– организовывать «дни открытых дверей», где происходит детальное ознакомление родителей с условиями жизни их ребенка в детском саду; – оформление, в раздевальной комнате, стенда или ширмы, разделы которых в наглядной форме раскрывали бы общие вопросы воспитания культуры поведения, ее значение, сущность, необходимость.

Если родители всерьез обеспокоены недостаточно заинтересованным отношением ребенка к чтению, им могут пригодиться следующие советы:

* Наслаждайтесь чтением сами и выработайте у детей отношение к чтению как к удовольствию.

* Пусть дети видят, как вы сами читаете с удовольствием: цитируйте, смейтесь, заучивайте отрывки, делитесь прочитанным и т.п.

* Показывайте, что вы цените чтение: покупайте книги, дарите их сами и получайте в качестве подарков.

* Пусть дети сами выбирают себе книги и журналы (в библиотеке, книжном магазине и т.п.).

* На видном месте дома повесьте список, где будет отражен прогресс ребенка в чтении (сколько книг прочитано и за какой срок).

* Выделите дома специальное место для чтения (укромный уголок с полками и т.п.).

* В доме должна быть детская библиотечка.

* Собирайте книги на темы, которые вдохновят детей еще что-то прочитать об этом (например, книги о динозаврах или космических путешествиях).

* Предложите детям до или после просмотра фильма прочитать книгу, по которой поставлен фильм.

* По очереди читайте друг другу рассказы или смешные истории. Развлекайте себя сами вместо того, чтобы смотреть телевизор.

* Поощряйте дружбу ребенка с детьми, которые любят читать.

* Разгадывайте с детьми кроссворды и дарите их им.

* Поощряйте чтение детей вслух, когда это только возможно, чтобы развить их навык и уверенность в себе.

* Почаще спрашивайте мнение детей о книгах, которые они читают.

* Поощряйте чтение любых материалов периодической печати: даже гороскопов, комиксов, обзоров телесериалов – пусть дети читают все что угодно!

* Детям лучше читать короткие рассказы, а не большие произведения: тогда у них появляется ощущение законченности и удовлетворения.

Памятка родителям первоклассников

1. Поддержите в ребенке его стремление стать школьником. Ваша искренняя заинтересованность в его школьных делах и заботах, серьезное отношение к его первым достижениям и возможным трудностям помогут первокласснику подтвердить значимость его нового положения и деятельности.

2. Обсудите с ребенком те правила и нормы, с которыми он встретился в школе. Объясните их необходимость и целесообразность.

3. Ваш ребенок пришел в школу, чтобы учиться. Когда человек учится, у него может что-то не сразу получаться, это естественно. Ребенок имеет право на ошибку.

4. Составьте вместе с первоклассником распорядок дня, следите за его соблюдением.

5. Не пропускайте трудности, возможные у ребенка на начальном этапе овладения учебными навыками. Если у первоклассника, например, есть логопедические проблемы, постарайтесь справиться с ними на первом году обучения.

6. Поддержите первоклассника в его желании добиться успеха. В каждой работе обязательно найдите, за что можно было бы его похвалить, Помните, что похвала и эмоциональная поддержка (“Молодец!”, “Ты так хорошо справился!”) способны заметно повысить интеллектуальные достижения человека.

7. Если вас что-то беспокоит в поведении ребенка, его учебных делах. Не стесняйтесь обращаться за советом и консультацией к учителю или школьному психологу.

8. С поступлением в школу в жизни вашего ребенка появился человек более авторитетный, чем вы. Это учитель. Уважайте мнение первоклассника о своем педагоге.

9. Учение это нелегкий и ответственный труд. Поступление в школу существенно меняет жизнь ребенка, но не должно лишать ее многообразия, радости, игры. У первоклассника должно оставаться достаточно времени для игровых занятий.

Эффективное общение в семье залог успеха школьника 3 класс

PDF Loading...
Подготовка старшеклассников к будущей семейной жизни 11 класс

PDF Loading...
Влияние семьи на эмоциональное состояние ребенка 2 класс

PDF Loading...
Профессиональная ориентация девятиклассников. Как помочь подростку выбрать профессию?

PDF Loading...
Осторожно суицид

PDF Loading...
Роль семьи в формировании репродуктивного здоровья юношей и девушек

PDF Loading...
Психологические и физиологические особенности третьеклассников 3 класс

PDF Loading...
Агрессия, её причины и последствия 9 класс

PDF Loading...
Как уберечь подростка от насилия 7 класс

PDF Loading...
Профилактика правонарушений несовершеннолетних 8 класс

PDF Loading...
Первая любовь в жизни вашего ребенка

PDF Loading...
Жизненные цели подростков 8 класс

PDF Loading...
Как помочь старшекласснику в профессиональном самоопределении?

PDF Loading...
Семья как персональная микросреда жизни и развития ребенка

PDF Loading...
Психологические и физиологические особенности семиклассников

PDF Loading...
Адаптация ребенка в новом коллективе

PDF Loading...
Возрастные психофизиологические особенности учащихся 4-х классов

PDF Loading...