Финансовая грамотность

«В рамках Недели финансовой грамотности детей и молодежи  ОАО «Банковский процессинговый центр» представляет серию анимационных видеороликов на тему «Мошенничество с платежными карточками».

Мошенничество в маркетплейсах
Телефонные звони от мошенников
Фишинговые сообщения
Сообщения о выигрыше ценных призов
Звонок мошенника из банка об установке приложения
Фишинговые ссылки на сайты

  • http://nalog.gov.by – Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь предлагает материалы, направленные на развитие налоговой культуры у подрастающего поколения.
  • http://fingramota.by/ – Интернет-портал финансовой грамотности населения Национального банка Республики Беларусь;
  • http://infobank.by – финансово-аналитических портал Беларуси, на котором можно найти справочную информацию о рынке банковских услуг, лизинге, страховании и др., обзоры и рейтинги банков, онлайн-калькулятор вкладов и кредитов, финансовые новости, статьи и аналитику;
  • http://infobank.by – страница Детской финансовой грамоты совместного проекта Белинвестбанка и infobank.by «Дети и деньги». Цель проекта –– в простой и доступной форме рассказать о финансах и помочь сформировать правильное отношение к деньгам.
  • http://www.fintraining.by/ – «Центр Финансового Образования. Беларусь», созданный с целью помочь разобраться в непростом мире финансов, инвестиций, сделать шаг на пути к финансовому благополучию. На страницах портала:
  • Обучающие авторские курсы;
  • Современная система дистанционного образования;
  • Постоянно пополняемая библиотека книг и статей на тему финансов, бизнеса и инвестиций;
  • Cвежие новости и аналитические статьи о важнейших событиях в мире экономики.

Финансовая грамотность

НАЦИОНАЛЬНЫЙ БАНК НАПОМИНАЕТ ОБ ОСНОВНЫХ ПРАВИЛАХ БЕЗОПАСНОСТИ

Мошенники по-прежнему при звонке представляются службой безопасности банка в последних случаях специалистами Ассоциации белорусских банков, службами банков.
В большинстве случаев мошенники обладают начальной информацией о клиенте (имя, отчество, в редких случаях они имеют фамилию, личный номер паспорта, иногда – не полный номер банковской платежной карточки). Они называют имеющуюся у них информацию для создания у клиента доверия и уверенности, что звонит сотрудник банка и др. Для обзвона клиентов по-прежнему используется специальное программное обеспечение, которое обеспечивает подмену номера. Чаще всего злоумышленники просят назвать недостающие цифры карточки или 3-D Secure код, который пришел на мобильный телефон.

После получения необходимых данных злоумышленники могут вывести денежные средства используя сервисы переводов банков, либо воспользоваться системой интернет-банкинга и совершить следующие действия:
-осуществить перевод имеющейся суммы денежных средств с карточки человека на карточки/кошельки, которые находятся у мошенников;
-открыть счета в иных банках с использованием межбанковской системы идентификации (МСИ);
-оформить онлайн-кредит.

Отдельно обращаем внимание на участившиеся случаи создания фишинговых сайтов известных торговых площадок и сервисов, таких как Kufar и Белпочта, а также интернет-банкингов банков. Внешне данные сайты и ссылки максимально идентичны оригинальным.

Пример таких ссылок:
https://kufarpay.space
https://kufar.name
https://belpost.biz

Перейдя по подобной ссылке и заполнив информацию, данные становятся известны мошенникам. Злоумышленники могут притворяться как продавцами, так и покупателями. Торговые площадки чаще используются мошенниками как базы данных, сами же вредоносные ссылки и общение происходит в социальных сетях и популярных мессенджерах.

В связи с этим просим граждан быть бдительными и помнить об основных правилах безопасности:
— установите лимит по расходам средств;
— заведите карточку для оплаты в сети интернет, на которую сумма будет поступать только при необходимости оплаты в сети-интернет;
— не разглашайте данные о своей карточке в интернете;
— установите надёжные пароли для входов в системы;
— пользуйтесь антивирусными программами;
— установите СМС — оповещение;
— обращайте внимание на корректность ссылки, отправленной вам;
— присматривайтесь к написанию сайта и наличию у браузера отметки о том, что сайт безопасен.
Оригинал текста на сайте: http://fingramota.by/ru/news/2884

В последнее время мошенники активизировались. С карт — счетов неизвестные пытаются украсть деньги. Надо быть предельно осторожными.

За какими данными охотятся злоумышленники?

  • Сеансовые одноразовые пароли. К ним относятся любые секретные коды, которые приходят к Вам в смс-сообщениях при входе в системы банка. Завладев ими, можно от Вашего имени совершить финансовые операции. ВАЖНО: если Вы передали секретный код, это позволяет изменить данные в Вашем личном кабинете.
  • Реквизиты карты (имея только номер карты и срок ее действия можно осуществлять покупки в ряде интернет-магазинов).
  • Информация, которую Вы разместили в сети Интернет (фотографии (например, фото авиабилетов), номер телефона, адрес) мошенники могут использовать, в частности, для вымогательства у Вас денежных средств.

Какие схемы обмана?

  1. Кража данных карточек (скимминг – установка камер и считывающих устройств на банкоматы).
  2. Злоумышленники могут создать подделку сайта, идентичную оригинальному. Когда Вы введете свои данные, они смогут их получить.

https://www. 21wek.by – w вместо v

https://www.2Ivek.by – I вместо 1

https://www.21vek.by – оригнальный сайт

  1. Перейдя по ссылке от незнакомца, Вы подвергаете опасности свои данные и финансы.
  2. Вам может написать/позвонить якобы сотрудник банка и запросить информацию по вашей карте, возможен шантаж (ЗАПОМНИТЕ: банк никогда не будет запрашивать Ваши пароли и другие секретные данные).
  3. Установка на Ваше устройство программы-вируса (считывает Ваши данные). Не оставляйте без присмотра Ваши телефоны и другие гаджеты.
  4. Сайты-«разводилы»– предлагают сыграть в игру типа интернет-казино. Сайты направлены исключительно на то, чтобы завладеть Вашими денежными средствами.

Что нельзя сообщать никому не под каким предлогом?

  • Сеансовые пароли (секретные коды, которые приходят к Вам в СМС-сообщениях при входе в системы банка).
  • ПИН-код (выданный банком секретный код к карточке).
  • Пароль 3-D Secure (секретный код, который придет к Вам в СМС-сообщении на телефон при проведении какого-либо платежа).
  • CVV-код (3 цифры на обратной стороне Вашей карты).
  • Логины и пароли, личные паспортные данные.
  • Номер вашей банковской платежной карточки, а также срок ее действия.

Какие основные правила безопасности?

  • Установите лимиты по расходованию средств.
  • Заведите дополнительную карту для оплаты в интернете.
  • Не разглашайте в интернете данные Ваших карт.
  • Имейте бдительность и осторожность при беседе с сотрудниками банка и знакомыми.
  • Не держите в открытом доступе (например, в облачном хранилище) сканы и ксерокопии личных документов.
  • Установите пароль или другой способ идентификации на своем смартфоне.
  • Не передавайте кому-либо свои карточки в пунктах оплаты.
  • Игнорируйте и тем более не вводите свои данные на незнакомых сайтах.
  • Пользуйтесь антивирусным программным обеспечением.
  • Установите СМС-оповещения.
  • Обращайте внимание на корректность написания адреса сайта.
  • Внимательно присматривайтесь к написанию сайта и к существованию специального «замочка», обозначающего защищенное соединение. Открытый или перечеркнутый «замочек» – безопасность не подтверждена.

Оригинал текста на сайте: http://fingramota.by

ОБУЧАЮЩАЯ ОНЛАЙН-ИГРА ОТ VISA «КАК НЕ СТАТЬ ЖЕРТВОЙ ОНЛАЙН-МОШЕННИКОВ!»

Visa запускает образовательную кампанию Payment Security Edu Campaign и серию обучающих онлайн игр по цифровой безопасности финансов в Беларуси! Нынешние реалии подтолкнули белорусов еще чаще делать выбор в пользу онлайн-покупок. Одежда – с примеркой на дом, еда – с доставкой к порогу, тренировки – онлайн, оплата услуг – с помощью смартфона.
Интернет-мошенники в это время тоже не дремлют, придумывая все новые способы заполучить ваши личные данные.

Вместе с новостным порталом Tut.by запущен обучающий чат-бот Visa, чтобы напомнить держателям карт о правилах безопасной оплаты в интернете. Visa чат-бот научит потребителей, как безопасно оплачивать покупки в интернете, и напомнит, как правильно использовать платежную информацию, чтобы не попасться на уловки мошенников. Инициатива нацелена на повышение финансовой грамотности и укрепление знаний по цифровой безопасности. Обучающий чат-бот Visa поможет вам не стать жертвами мошеннических действий.
Ссылка на обучающий чатбот Visa
Оригинал текста на сайте

Уважаемые учащиеся!

Для повышения собственной финансовой грамотности, а так же для подготовки к олимпиаде по финансовой грамотности рекомендуем использование следующих информационных ресурсов:

  • http://fingramota.by — единый портал финансовой грамотности населения;
  • https://www.nbrb.by — сайт Национального банка РБ раздел «Финансовая грамотность»;
  • Официальные сайты банков Республики Беларусь, раздел «Финансовая грамотность»;
  • Игра «Финансовый футбол», которая размещена на сайте Национального банка и на других сайтах в сети Интернет;
  • Мультфильм «Азбука денег или как помочь ребенку вырасти богатым», размещенный на едином интернет-портале финансовой грамотности населения http://fingramota.by/ru/participants

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Банковский кодекс РБ от 25.10.2010 № 441-З (главы 2,4,18,21)
  2. Закон РБ «О кредитных историях» от 10.11.2008 № 441-З
  3. Инструкция о порядке предоставления (размещения) банками денежных средств в форме кредита и их возврата, утвержденная постановлением Правления Национального банка РБ от 30.12.2003 № 226
  4. Инструкция о порядке совершения операций с банковскими платежными карточками, утвержденная постановлением Правления Национального банка РБ от 18.01.2013 № 34
  5.  Антипенко О. «Денежная азбука»
  6. Горяев А., Чумаченко В., «Финансовая грамотность для школьников».