Актуальная информация и рекомендации для педагогов





Признаки поведения учащихся, указывающие на суицидальный риск

PDF Loading...
Памятка по работе с педагогически запущенными детьми
  1. Завести тетради – карточки трудновоспитуемых.
  2. Вести дневник психологических наблюдений. Ежедневно следить за посещаемостью занятий трудновоспитуемыми  подростками.
  3. Совместно с учителями – предметниками постоянно держать на контроле вопрос успеваемости подростков.
  4. Ставить в известность родителей о пропусках занятий в тот же день.
  5. Строго следить за выставлением оценок в дневник.
  6. Ежемесячно проверять читательские абонементы в библиотеке.
  7. Ежедневно встречаться с подростками.
  8. Каждую четверть заслушивать трудновоспитуемых подростков и их родителей на заседаниях классных родительских комитетов.
  9. При необходимости приглашать на Совет профилактики
  10. Не подчеркивать проступки, воспитывать на положительных примерах.
  11. Не использовать нравоучений. В перевоспитании решающим является  личный пример учителя, внимание к ребенку, умение радоваться успехам ребенка.
  12. Вовлекать в трудовую деятельность, серьезные дела, использование общественных поручений.
  13. Предупредить возможность неправильных действий детей.
  14. Организовать интересную жизнь коллектива, к котором учится «трудный».
  15. Обучить детей методам самовоспитания.
  16. Нормализация семейной обстановки, нейтрализовать вредное влияние родителей.
  17. Индивидуальное шефство.
  18. Вовлечение подростков в кружки, секции, контролировать их посещение.
  19. Привлечение родительской общественности.
  20. Поддерживать тесную связь с детской комнатой милиции.
Памятка по работе с «трудными» учащимися

1.   Посещать «трудных» на дому.

2.   Составить психолого–педагогическую характеристику на трудного учащегося и класс.

3.   Принимать меры по предупреждению и преодолению запущенности в учебе трудных учащихся.

4.   Иметь связь с тренерами, с руководителями кружков, с учителями–предметниками, семьями трудных учащихся.

5.   Контролировать занятость трудных учащихся в общественной работе класса и школы, связь их с библиотекой.

Как победить усталость...

Отпускная пора закончилась. Но, вернувшись с отдыха, многие долго не могут включиться в работу, заставить себя сосредоточиться на делах. Если вам удалось забыть свой домашний номер телефона, значит, вы действительно хорошо отдохнули. Но обязательно нужно время для адаптации после отпуска.

     В день приезда не планируйте никаких встреч, визитов. Лучше хорошо выспаться после дороги, разобрать вещи. В первый рабочий день ознакомьтесь с делами, новшествами, которые, возможно, появились за время вашего отсутствия. Постарайтесь уйти пораньше. На третий день вы уже сможете хорошо выполнять свои обязанности.

     Чтобы оставаться в форме круглый год, планируйте отдых ежедневно. В течение рабочего дня каждый час делайте пятнадцатиминутный перерыв. Дело в том, что даже когда вы отдыхаете, мозг продолжает свою работу. И стоит человеку отвлечься от забот насущных, как неожиданно может прийти решение проблемы.

     Как стать более энергичным

     К несчастью, иметь больше энергии все равно, что иметь больше денег: легче говорить об этом, чем делать. И все-таки, возможно, увеличить свою работоспособность легче, чем вы думаете. Конечно, врачи по-прежнему дают это пространное предписание: много отдыхать, придерживаться сбалансированной диеты, тренироваться. Но врачи дают и множество более специфических советов. Вот они:

     Не беритесь за все сразу

Дайте себе дополнительно 15 минут утром, прежде чем начать день, тогда вы не начнете с чувства усталости и гонки. Определите, что бы вам хотелось сделать, и не давайте повседневным делам руководить вами. Пишите списки. Установив приоритеты и следя за своим прогрессом по списку, вы будете прекрасно ориентироваться и не впадать в уныние. Некоторым людям просто необходимо ставить перед собой задачи, чтобы двигаться вперед. Если вы из их числа, ставьте перед собой тактические и стратегические задачи, и тогда это никогда не станет скучным.

     Съешьте хороший завтрак из 3 компонентов

Тремя компонентами хорошего завтрака являются углеводы, белки и жиры. Конечно, вы не захотите добавлять жир к утреннему столу. И правильно: вы получите достаточно жиров, хорошую форму запаса энергии, из белков, которые вы съедаете. Простая каша (сложный углевод) с молоком (источник белка) уже сможет дать дню хорошее начало. Хлебцы или булочки — хороший выбор для получения сложного углевода. Для запасов белка вы, возможно, выберете нежирную простоквашу или творог или небольшой кусок цыпленка или рыбы.

     И воздержитесь от поглощения завтрака со сверхвысоким содержанием углеводов, соединенных с простыми сахарами. Вы можете по-настоящему перегрузить поджелудочную железу, и сахар крови упадет — это вызовет у вас дрожь в теле и головокружение. Так что избегайте пончиков по дороге из дома в свою контору.

     Нейтрализуйте энергетических воришек

Будь то проблема на работе или семейная вражда, вам необходимо разрешить их, но, если вы не можете решить проблему, то, по крайней мере, отдохните от ситуации. И если родственники жаждут погостить у вас подольше, вежливо предложите им приехать с визитом еще разок — годика через три.

     Выключите, чтобы включиться

Телевизор известен тем, что погружает человеческих особей в летаргию. Сделайте его непопулярным у себя в доме. Почитайте вместо этого. Это дает больший заряд энергии.

     Трудитесь, чтобы почувствовать себя лучше

Физические упражнения действительно дают вам энергию. Исследование за исследованием подтверждают эти слова, включая и работу, проведенную НАСА. Более чем 200 федеральных служащих прошли программу умеренных регулярных упражнений. Результаты: 90% заявили, что никогда так хорошо себя не чувствовали. Почти половина сказали, что меньше чувствуют стресс, а треть работников доложили, что лучше стали спать. Упражняйтесь в течение всего дня. Занимаетесь ли вы физическими упражнениями рано утром, днем или вечером, не старайтесь сделать все упражнения за один раз. Встаньте и походите, по крайней мере, каждые 2 часа. Выбор безграничен: служащие, которые упражняются на стационарном велосипеде в тиши своего кабинета; медик, бегающий по больничным лестницам; исследователь, который проделывает изометрические упражнения, сидя за своим столом.

Один раз в день!

Если вы виноваты в том, что ничего не едите, сидите на диете, принимайте хотя бы комплекс поливитаминов и минералов. В осенний период они просто незаменимы. Например, «Центрум», «Витрум», «Юникап», «Компливит». Так, в 1 таблетке «Центрума» содержится более 30 витаминов и минералов, составляющих суточную потребность организма. Плохое питание может вызвать упадок сил, а добавками можно компенсировать недостающие питательные вещества. Только не купите подделку, импортные препараты нередко бывают фальсифицированы.

Научите свой организм ориентироваться во времени

Циркадные ритмы служат внутренними часами нашему организму, поднимая и опуская кровяное давление, температуру тела в разное время в течение суток. Химическими реакциями обусловлены перепады, которые мы испытываем, от чувства настороженности, до чувства умственной и физической расслабленности. Почему же естественный пик активности некоторых людей приходится на такое неудобное время, например, на середину ночи? Иногда человек, возможно даже не подозревая об этом, сам вырабатывает определенный временной цикл, подстраиваясь под обстоятельства. Поэтому необходимо изменить расписание, насколько только это возможно, чтобы упорядочить свои циркадные ритмы. Это можно сделать очень просто: вставать немного пораньше или попозже, скажем на 15 минут, пока не привыкнете к этому и не будете себя хорошо чувствовать. Продолжайте в том же духе, пока не достигнете желаемого режима.

Спите достаточное количество времени

Вся ваша энергия сгорит, если вы ложитесь спать после 2 часов ночи, а встаете, например, в 6 часов утра. Не следует недосыпать. Если вы решили отдыхать днем, постарайтесь делать это в одно и то же время и не более, чем в течение одного часа.

Дышите глубоко.

Это лучший способ расслабиться и зарядиться энергией одновременно, если верить врачам и спортсменам.

Только одну рюмочку Алкоголь — это депрессант, он успокоит вас, а не взбодрит. Ограничьте прием спиртного одной рюмкой или не пейте вовсе.

Не ешьте много днем Некоторые врачи советуют легкий второй завтрак, чтобы избежать тяжелого случая, когда глаза потом сами неудержимо закрываются прямо на рабочем месте. И некоторым людям этим советом стоит воспользоваться: суп и салат, да кусочек какого-нибудь фрукта — это питательно и не тяжело. Если же суп, салат и кусочек фрукта не удовлетворяют вас, тогда превратите второй завтрак в самую большую еду в день (то есть ужин должен быть очень легким) и после нее походите 20 минут. Если вы съедите большее число калорий в начале дня, это даст вам необходимое “горючее”, чтобы воспрянуть духом. Но надо быть разборчивым. Углеводы, например, сгорают быстро. Жиры, с другой стороны, сгорают медленно, а это значит, что ваш организм больше сил потратит на пищеварение, чем на работу.

Перераспределяйте энергию.

Сильные эмоции опустошают вас умственно, но это может быть и физическое опустошение. Не тратьте энергию на сильные чувства, вроде гнева. Используйте энергию для работы и поддержания хорошей формы.

Раскрасьте свой мир

Если вы живете в темном-темном доме, вы почувствуете себя утомленным. Впустите солнечный свет в ваш дом в буквальном и переносном смысле. Несколько исследований показало, что много красок и много разнообразия необходимо для поддержания высокого уровня энергии. Красный цвет, например, хорош для кратковременной стимуляции энергии, в то время, как зеленый хорош для того, чтобы сосредоточиться и поддерживать внимание в течение долгого времени.

Холодная вода Вам поможет

Когда усталость начинает охватывать Вас, прервите работу, чтобы брызнуть себе в лицо холодной водой, а если Вы дома, возможно, холодный душ восстановил бы Ваши силы успешнее. Стекающая вода испускает в воздух отрицательно заряженные ионы, которые окружают тело. Предполагают, что отрицательно заряженные ионы делают людей счастливее и энергичнее. И возьмите за привычку, придя с работы, сразу же ополаскивать ноги холодной водой. Это снимет усталость и придаст бодрость. Нельзя также отрицать удовольствие от массажа, душа Шарко, паровых ванн.

     Сокращайте потребление кофеина

1—2 чашки кофе могут придать вам энергии по утрам, но здесь обычно и заканчивается их благотворное воздействие. Если пить кофе целый день, то вместо взрыва энергии наступает обратное действие. Кофеин — фокусник: он заставляет вас почувствовать себя энергичнее, хотя на самом деле это не так. Сократите количество кофеина до минимума, а если Вам необходим взрыв энергии, вообще забудьте про кофе. Если же вы уже благополучно превратились в настоящего кофемана, попробуйте заменить его суррогатными напитками, содержащими цикорий и ячмень. В отличие от натурально кофе, они не вредят желудку.

     Когда “усталый” значит “больной”

Если, несмотря на проведенный отпуск – вы по-прежнему чувствуете усталость, это может быть сигналом того, что вы ведете неправильный образ жизни или что вы заболеваете насморком или гриппом. Но он также может стать предупредительным сигналом серьезного заболевания. Все хронические заболевания: диабет, болезни легких, анемия — могут вызвать упадок сил. Упадок сил является также симптомом многих других заболеваний, включая гепатит, мононуклеоз, болезнь щитовидной железы и рак. Так что, если ваша усталость не проходит, не пытайтесь ставить диагноз самостоятельно, идите к врачу.

ГОРЕТЬ НЕ ВРЕДНО. ВРЕДНО ВЫГОРАТЬ! Синдром эмоционального выгорания (СЭВ)

Термин “эмоциональное выгорание” впервые введен в оборот американским психологом Фреденбергом в 1974 году. Им обозначается психическое состояние людей, интенсивно и тесно общающихся с другими. Изначально Фреденберг занес в эту группу специалистов, работающих в кризисных центрах и психиатрических клиниках, позже она объединила все профессии, предполагающие постоянное, тесное общение (“человек – человек”).

Синдром эмоционального выгорания представляет собой состояние эмоционального, психического, физического истощения, развивающегося как результат хронического неразрешенного стресса на рабочем месте. Развитие данного синдрома характерно для альтруистических профессий, где доминирует забота о людях (социальные работники, врачи, медицинские сестры, учителя и др.).

Первые работы по выгоранию появились в 70-е годы в США. Одним из основоположников идеи выгорания является Х. Фреденбергер, американский психиатр, работавший в альтернативной службе медицинской помощи. Он в 1974 году описал феномен, который наблюдал у себя и своих коллег (истощение, потеря мотиваций и ответственности) и назвал его запоминающейся метафорой — выгорание. Другой основоположник идеи выгорания – Кристина Маслач – социальный психолог, определила это понятие как синдром физического и эмоционального истощения, включая развитие отрицательной самооценки, отрицательного отношения к работе, утрату понимания и сочувствия по отношению к клиентам или пациентам.

Основные симптомы СЭВ:

  • Ухудшение отношений с коллегами и родственниками;
  • Нарастающий негативизм по отношению к коллегам ;
  • Злоупотребление алкоголем, никотином, кофеином;
  • Утрата чувства юмора, постоянное чувство неудачи и вины;
  • Повышенная раздражительность – и на работе, и дома;
  • Упорное желание переменить род занятий;
  • То и дело возникающая рассеянность;
  • Нарушение сна;
  • Обостренная восприимчивость к инфекционным заболеваниям;
  • Повышенная утомляемость, чувство усталости на протяжении всего рабочего дня.

В 10 пересмотре Международной классификации болезней синдром выгорания был описан под рубрикой Z.73.0 как «Выгорание — состояние полного истощения». Люди с синдромом выгорания обычно имеют сочетание психопатологических, психосоматических, соматических симптомов и признаков социальной дисфункции. Наблюдаются хроническая усталость, когнитивная дисфункция (нарушения памяти и внимания), нарушения сна с трудностями засыпания и ранними пробуждениями, личностные изменения. Возможно развитие тревожного, депрессивного расстройств, зависимостей от психоактивных веществ, суицид. Общими соматическими симптомами являются головная боль, гастроинтестинальные (диарея, синдром раздраженного желудка) и кардиоваскулярные (тахикардия, аритмия, гипертония) нарушения. Существует множество теорий развития синдрома эмоционального выгорания.

Ряд исследователей считает основными предпосылками наличие организационных проблем (слишком большая рабочая нагрузка, недостаточная возможность контролировать ситуацию, отсутствие организационной общности, недостаточное моральное и материальное вознаграждение, несправедливость, отсутствие значимости выполняемой работы). В то же время другие исследователи считают более важными личностные характеристики (низкая самооценка, высокий невротизм, тревожность и др.). Таким образом, нет единых взглядов на вопрос этиопатогенеза выгорания, отсутствуют устоявшиеся единые диагностические критерии.

Более всего риску возникновения СЭВ подвержены лица, предъявляющие непомерно высокие требования к себе. В их представлении настоящий специалист – это образец профессиональной неуязвимости и совершенства. Входящие в эту категорию личности, ассоциируют свой труд с предназначением, миссией, поэтому у них стирается грань между работой и личной жизнью. В ходе исследований были выделены еще три типа людей, которым грозит СЭВ.

Первый тип – так называемый “педантичный”. Основные характеристики этого типа: добросовестность, возведенная в абсолют; чрезмерная, болезненная аккуратность, стремление в любом деле добиться образцового порядка (пусть в ущерб себе).

Второй тип – “демонстративный”. Люди этого типа стремятся первенствовать во всем, всегда быть на виду. Вместе с тем им свойственна высокая степень истощаемости при выполнении незаметной, рутинной работы.

Третий тип – “эмотивный”. “Эмотики” бесконечно, противоестественно чувствительны и впечатлительны. Их отзывчивость, склонность воспринимать чужую боль как собственную граничит с патологией, с саморазрушением, и все это при явной нехватке сил сопротивляться любым неблагоприятным обстоятельствам.

1. люди первого типа часто бывают излишне привязаны к прошлому; у них основные симптомы переутомления – апатия, сонливость.

2. у людей второго типа переутомление выражается в излишней раздражительности, гневливости. На этом фоне повышается давление, возникают проблемы с засыпанием. В этом случае рекомендуется выпить вечером стакан теплого молока и принять успокаивающую ванну или душ.

3. люди третьего типа при стрессах страдают бессонницей, у них возможно появление повышенной тревожности.

Синдром “Эмоционального выгорания” включает в себя 3 стадии, каждая из которых состоит из 4-х симптомов:

1-я стадия (1) “Напряжение” – симптомы:

  • неудовлетворенность собой,
  • “загнанность в клетку”,
  • переживание психотравмирующих ситуаций,
  • тревожность и депрессия.

2-я стадия (2) “Резистенция” – симптомы:

  • неадекватное, избирательное эмоциональное реагирование,
  • эмоционально-нравственная дезориентация,
  • расширение сферы экономии эмоций,
  • редукция профессиональных обязанностей.

3-я стадия (3) “Истощение” – симптомы:

  • эмоциональный дефицит,
  • эмоциональная отстраненность,
  • личностная отстраненность,
  • психосоматические и психовегетативные нарушения.

Профилактика и устранение “выгорания”

1. Определение краткосрочных и долгосрочных целей. Первое не только обеспечивает обратную связь, свидетельствующую о том, что лидер находится на правильном пути, но и повышает долгосрочную мотивацию. Достижение краткосрочных целей – успех, который повышает степень самовоспитания. К концу очередного рабочего года очень важно включить цели, доставляющие удовольствие.

2. Общение. Когда руководители анализируют свои чувства и ощущения и делятся ими с другими, вероятность “выгорания” значительно снижается или этот процесс менее выражен. Поэтому рекомендуется, чтобы лидеры делились своими чувствами с коллегами и искали у них социальной поддержки. Если вы делитесь своими отрицательными эмоциями с коллегами, те могут помочь найти вам разумное решение возникшей у вас проблемы.

3. Использование “тайм-аутов”. Для обеспечения психического и физического благополучия очень важны “тайм-ауты”, т.е. отдых от работы и других нагрузок. Работники любой сферы имеют отпуск, отдыхают во время праздников и в выходные дни. В наше сложное время, когда темп жизни все ускоряется, новые украинские лидеры работают практически без перерывов круглый год, находясь постоянно под действием стресса.

4. Овладение умениями и навыками саморегуляции. Овладение такими психологическими умениями и навыками, как релаксация, идеомоторные акты, определение целей и положительная внутренняя речь, способствует снижению уровня стресса, ведущего к “выгоранию”. Например, определение реальных целей помогает сбалансировать профессиональную деятельность и личную жизнь. Определяя реальные цели, следует находить время и для работы, и для личной жизни, что будет способствовать предотвращению “выгорания”.

5. Сохранение положительной точки зрения. Найдите людей, которые обеспечат социальную поддержку и, следовательно, помогут сохранить положительную точку зрения в отношении ваших действий.

6. Контроль эмоций, возникающих после завершения намеченной работы. Большинство лидеров знают, как важно уметь контролировать чувство тревожности и напряженности при решении профессиональных задач. Но завершение работы не всегда устраняет сильные психологические чувства, особенно если работа не принесла нужных результатов. Эмоции часто усиливаются и проявляются в ссорах с коллегами и подчиненными или, наоборот, в депрессии, которая приводит к “выгоранию”.

7. Поддержание хорошей спортивной формы. Между телом и разумом существует тесная взаимосвязь. Хронический стресс воздействует на организм человека, поэтому очень важно поддерживать хорошую спортивную форму с помощью физических упражнений и рациональной диеты. Неправильное питание, увеличение или снижение массы тела отрицательно влияют на уровень самооценки и способствуют развитию синдрома “выгорания”. Когда вы испытываете определенный стресс, попытайтесь сохранить хорошую спортивную форму, что поможет вам остаться устойчивым и психически.

Чтобы избежать синдрома эмоционального выгорания:

  • старайтесь рассчитывать, обдуманно распределять все свои нагрузки;
  • учитесь переключаться с одного вида деятельности на другой;
  • проще относитесь к конфликтам на работе;
  • как ни странно это звучит – не пытайтесь всегда и во всем быть лучшими.

Помните: работа – всего лишь часть жизни.

Советы педагогам

1.   Не ругайте детей утром– солнце покажется им серым. Не ругайте днем– небо покажется хмурым, не ругайте на ночь– луна покажется черной. Вообще не ругайте!!!

2.   Критикуйте детей не с удовольствием, а с болью.

3.   Страдания калечат психику ребенка. Особое внимание – страданиям ребенка.

4.   Ставь себя чаще на место счастливых и особенно несчастливых ребят.

5.   Люби всех детей, а больше всех– самых для тебя неприятных.

Уучитель, запрет– чаще всего признак слабости, а не силы.

6.   Старайся чаще говорить «можно». Ребенок в борьбе против несправедливости чаще получает «ожоги» сердца, чем взрослый, он слабее, и эти «ожоги»» остаются на всю жизнь.

7.   Добрый учитель– это не только тот, кто делает добрые дела, а, прежде всего, тот, кто не способен сделать детям зло.

8.   Жалок учитель, лишенный чувства юмора. Юмор– наш помощник в воспитании.

9.   Знай: детей привлекают у учителя высокая квалификация, служение, доходящее до искусства, золотые руки, доброта, немногословие, постоянная готовность к работе, оптимизм.

Рекомендации по работе с застенчивыми детьми

Этим детям свойственны страхи, тревожные опасения, боязнь нового, незнакомого, низкая адаптивность. В школьном возрасте проявляется ипохондрия– боязнь за свое здоровье и здоровье близких людей.

Проявляются чрезмерная мнительность и навязчивость. Важно, как выглядит в глазах других, в неудобных, стыдливых ситуациях испытывают тяжелейший стресс, который долго переживают.

 Склонны к СУИЦИДУ. Чрезмерно внушаемы.

1.    Не ставить в ситуацию неопределенности, неизвестности.

2.    Не включать в игру его болезней, дать несложную работу, когда нездоров.

3.    Включать в общественные полезные дела.

4.    Хвалить за самостоятельность.

5.    стимулировать личную ответственность.

6.    Не создавать напряжения во взаимоотношениях, не угрожать. Отношения сохранять ровные, открытые. Ребенок должен знать и понимать ваши эмоции и чувства к нему. Негативизм относится к поступку, но не к личности в целом. Ребенок должен расставаться с вами, успокоившись.

7.    Если уровень его притязаний завышен, помогите найти адекватный.

8.    Быть осторожным в передаче стрессовой информации. Не допускать, чтобы ребенок выбегал из класса– это опасно.  Если такое произошло, сразу последовать за ним. Даже когда такой ребенок очень расстроен, не выводите его из класса, это сформирует желание уходить, выработает отрицательную привычку.

9.    Иногда можно позволить отвечать с места или письменно. Как правило, это дети из семей по типу воспитания высокой моральной ответственности. И для этих детей самое страшное– подвести кого– нидудь или ошибиться. Задача учителя– научит такого ребенка спокойно относится к ошибкам, воспитывать желание исправлять свои ошибки, находя при этом разные варианты решения проблемы. 

Рекомендации по работе с агрессивными детьми

1.  Агрессивные дети часто бывают вооружены.

2.  Никогда не позволяйте себя оскорблять их, в диалоге не использовать жаргонные и бранные слова– это не даст им права не оскорблять. Вас и не демонстрировать в проведении все, на что они способны.

3. Общение на равных, но не впадать в зависимость от них. Лучше несколько дистантно.

4. В открытую не бороться, т.к. это усугубит отношения, следует учитывать особенности, бурные реакции.

5. Останавливайте спокойно, с невозмутимым лицом, действуйте при минимуме слов.

6. Обсуждайте поведение только после успокоения.

7. Мстительны, иногда годами ждут, чтобы отомстить, поэтому лучше не отвергать их.

8. Выясните, как возникает агрессивное поведение и каково возможное решение. «Андрей, ты расстроился, потому что ………..Ты можешь переживать, не имея права обижать других. Что нужно сделать, чтобы успокоиться и ни на кого не нападать?»Предлагайте свою только в дополнение к сказанному учеником.

9. Пусть за что–то отвечает в школе.

10. Перед сильными– элементы раболепия, со слабыми– агрессивны. Могут быть назойливы и слащавы. Необходимо понимать этот механизм, в работе учитывать это и не дат себя обидеться по мелочам на него.

11. Нельзя угрожать и шантажировать, т. К. в какой– то момент это перестанет действовать и вы будете неубедительны и бессильны. «Воинственность» ребенка можно успокоить своим спокойствием.

12. Свое плохое настроение не разряжать на нем.

13. Найти повод похвалить его, особенно это хорошо спустя некоторое время после наказания. Ребенок убедиться, что претензии были к его поступку, а не к личности в целом.

Рекомендации по работе с гиперактивными детьми с истерическими реакциями

1.    Игнорировать истерические реакции.

2.    Мягко предупредить класс не обращать внимания в момент истерики.

3.    Хвалить позитивные поступки для закрепления нового стиля поведения.

4.    Не стремиться угодить.

5.    не обращать внимания на плохое настроение, поведение–этого ему и надо.

6.    Чаще давайте понять, что он вправе сам решать и н6ести ответственность за свои решения и поступки.

7.    Занять таким видом деятельности, чтобы он смог и умел своим трудом выделиться среди одноклассников, а не поведением, т.к. у таких детей неутолимая жажда признания.

8.    Высокий уровень притязаний. Определить круг доступных притязаний.

9.    Требует много льгот для себя.

10.   Лживы, способны входить в доверие. Не попадать под влияние и не позволять манипулировать собой.

11.    Не критиковать личность в целом, только поступки.

12.    Пусть эмоции будут проявлять бурно, но не грубо, в рамках дозволеного.

13.    Усилить систему поощрений и наказаний

(наказание– неподвижностью). Такое наказание он запомнит.

14.    Если ребенок осознал проступок, то с ним беседуют. Беседа должна быть запоминающейся.

15.    Влияние всепрощающих взрослых устраняется. Семья как один человек– требования всех членов едины.

16.    Ожесточить режим. Пресекать бесцельное времяпровождение.

17.     Ребенок должен нести ответственность за помощь по дому, за выполнение уроков. Контроль не постоянный.

18.    Не позволять выполнять другое дело, пока не доделает до конца первое.

19.    Четко ориентироваться в понятиях «хорошо», «плохо», «надо».

20.     Повышать самооценку, уверенность в себе.

В случае возникновения конфликтов между учащимися

1.    Объясните, в чем заключается Ваша помочь.

  • Руководитель помогает учащимся решить их проблемы.
  • Руководитель не говорит им, что надо делать.
  • Перебивать нельзя; обе стороны получат возможность высказать все, что они хотят высказать.
  • Никакие взаимные оскорбления недопустимы.

2.    Задайте вопрос обеим сторонам,  хотят ли они найти решение своей проблемы. Согласны ли они на Ваше посредничество?

3.    Попросите одну из сторон изложить свою позицию. Когда сторона закончит, повторите вслух основные моменты и спросите, правильно ли Вы поняли.

4.    Попросите вторую сторону изложить свою и повторите основные моменты вслух, как в предыдущем случае.

5.    Спросите у каждой из сторон по очереди, чувствуют ли они себя иначе после того, как услышали мнение друг друга.

6.    Спросите у каждой из сторон, что теперь нужно, чтобы все негативные моменты были устранены и конфликт ушел в прошлое.

7.    Если существует несколько спорных вопросов, начните с проблемы, вызывающей наименьшие трудности в решении.

8.    Если соглашение не достигается, Вы можете побеседовать с каждой стороной отдельно.

9.    Заканчивайте на позитивной ноте, поблагодарите обе стороны за приложения усилия.

Советы учителю по профилактике буллинга и мобинга в классе (школе).
  • Для поддержания дисциплины и управления учебным процессом используйте позитивный подход: формулируйте правила поведения и требования к ученикам в форме «как лучше делать» (выполняйте задание аккуратно), а не как «не надо» поступать (не надо разводить грязь в своих тетрадях).
  • Поощряйте участие застенчивых и робких детей. Давайте им задания, в которых они смогут реализовать себя в полной мере и преодолевать себя. Привлекайте учеников к разным совместным делам, чтобы каждый чувствовал свою сопричастность: подготовке утренника, организации экскурсии, дежурстве, поливке цветов, украшении класса к празднику и др.
  • Подкрепляйте нужное поведение учеников посредством зрительного контакта, одобрительным кивком головы или улыбкой.
  • Поощряйте желание учеников помогать друг другу в выполнении домашнего задания, подготовке к контрольной, тренировке навыков для сдачи нормативов по физкультуре и др.
  • Подчеркивайте важность и ценность культурного, национального, религиозного многообразия, а также различных способностей и умений, вкусов и предпочтений, физических и интеллектуальных возможностей. Рассказывайте ученикам о причинах, по которым некоторые дети ведут себя не так, как остальные, объясните, что они испытывают трудности в учебе, имеют ограничения в занятиях спортом и играх из-за нарушений умственного или физического развития.Стоит обращать внимание на то, что все люди в целом и ученики класса в чем-нибудь отличаются друг от друга и именно это придает им неповторимость.
  • Не допускайте и пресекайте сами и со стороны других любые насмешки, обидные комментарии в адрес других людей.
  • Не противопоставляйте ученика коллективу. Не перехваливайте или не унижайте ученика за его способности, чтобы не вызвать к нему зависть других учеников или указать на слабого (единственный, кто не справился). В классе (группе) не должно быть «любимчиков» и тех, кого учитель явно недолюбливает.
  • Поощряйте сотрудничество, а не соперничество.
  • Своим личным примером показываете уважительное отношение ко всем ученикам и другим учителям. Не оставляйте без внимания ни одного случая неуважительного (дискриминационного) поведения или высказывания, унижающего достоинство человека.
  • Используйте дисциплинарные меры, имеющие воспитательный, а не карательный характер. Критикуйте поступок и его последствия, а не ученика. Избавьтесь от такой характеристики как «ты как всегда…» Это только закрепляет негативное поведение и реакцию.
  • Если провинился один, то не стоит наказывать весь класс. Разберитесь в ситуации, кто виноват.
  • Отстающего ученика, или того, кто систематически нарушает дисциплину на уроке, можно посадить рядом с уверенным в себе, имеющим определенный авторитет у одноклассников и неагрессивным сверстником. Не усиливайте изоляцию отвергаемых учеников, сажая их отдельно. Рассадите учеников, если один задирает и обижает своего тихого соседа. Не допускайте развития ситуации до конфликта, в котором может пострадать ребёнок. Но не делайте этого демонстративно!
  • В классе (группе), где есть отвергаемые ученики, при проведении командных или групповых мероприятий, распределите на команды самостоятельно заранее. Если в классе есть изгои, по возможности, избегайте соревнований и соперничества, чтобы в неудаче не обвинили их.
  • Привлеките непопулярных учеников к участию в мероприятиях класса (группы), где он сможет реализовать свои способности.Совместная деятельность сплачивает коллектив.
  • Если ученик совершил проступок или попал в неловкую ситуацию, дайте ему шанс исправиться. Например, если вы застали ученика, когда он брал без спроса вещь одноклассницы, поговорите с ним наедине и пообещайте не предавать этот случай огласке, при условии, если ученик так больше не будет поступать.
  • Не пренебрегайте жалобами учеников. Враждебные высказывания учеников по отношению друг к другу, оскорбительные записки и рисунки, другие проявления агрессивности не должны оставаться без внимания. Даже мелкие проступки требуют изучения ситуации. Абсолютно недопустимо говорить в ответ, когда ученик жалуется на то, что его обижают: «Хватит жаловаться!», «Учись сам за себя постоять!», «Сами разбирайтесь».
Влияние насилия в семье на поведение ребёнка в школе

Дети, испытывающие проявление физического насилия по отношению к себе со стороны родителя или родителей, могут занимать разные позиции: агрессора, но чаще жертвы. В позиции жертвы они считают себя виноватыми (родители «хорошие» и любят их, а они, соответственно, плохие, расстраивают тех, кто заботится о них и они (дети) заслужили наказание). Этим объясняется их чувство вины и заниженная самооценка. Кроме обиды и вины ребенок испытывает напряжение и злость, эти чувства и эмоции им приходится подавлять.

Проявление детей, живущих в условиях физического насилия в семье:

  • Травматическая стрессовая реакция — реакция ребенка на угрозы физического насилия. Может проявляться в нарушениях сна, плохом аппетите, жалобах на здоровье (в рамках психосоматики), страх, проявляющийся в настороженном отношении или избегании родителей и других взрослых
  • Сверхагрессивность и импульсивное поведение — агрессивное деструктивное поведение дома и в школе. Таким детям сложно контролировать себя: они провоцируют конфликтные ситуации среди учеников и сами являются непосредственными участниками конфликтов. Они идентифицируют себя с родителем, проявляющим насилие и склонны к преступным и антисоциальным действиям.
  • Подозрительность, недоверие. Детям из таких семей очень трудно устанавливать контакт, базирующийся на доверии, особенно со взрослыми, поскольку они рассматривают их как потенциальную угрозу. Также это может проявляться в причинении себе увечий, нежелании жить.
  • Низкая самооценка — недовольство собой. Со временем маскируется под завышенную самооценку — ощущение собственной всемогущности и неуязвимости.
  • Нарушение в развитии познавательной деятельности — нарушение функций речи, трудности в построении фраз, громкость голоса. Это продиктовано тем, что ребенка часто наказывали, когда он плакал и капризничал.
  • Нарушение центральной нервной системы — наблюдаются легкие симптомы нарушений при отсутствии явных причин. Такими причинами может быть сенсорная депривация, скудная пища, отсутствие заботы со стороны родителей.
  • Потеря интереса к школе — снижение познавательной мотивации, низкая успеваемость (из-за повышенной тревоги, ребенку трудно сосредоточится на уроках и заданиях, которые необходимо выполнять в классе).

Наряду с физическим дети подвергаются в семье эмоциональному и психологическому насилию.  Эмоциональное насилие — преднамеренное деструктивное действие или значительный ущерб детским способностям, включающее наказания за чрезмерную привязанность ребенка к родителю. Такими могут является:

  • Регулярные ограничения способностей и возможностей, желаний ребенка.
  • Ограничения возможности контактировать с социально значимыми людьми, группами и культурами, что может препятствовать нормальному развитию ребенка.
  • Угрозы оставить ребенка одного или без внимания.
  • Чрезмерные или завышенные требования, не соответствующие возрасту ребенка.

При восприятии взрослого как угрозы и источника унижения, оскорбления и наказания в ребенке развивается пессимизм и безнадежность. Во взрослой жизни такие дети становятся нерешительными, не доверяют собственному мнению. Для них очень важно завоевать авторитет, чтоб из «никто» стать «всем». У ребенка, живущего в семье с агрессивно настроенными родителями, развивается чувство неполноценности, в таком состоянии он вынужден постоянно защищаться, и этот стиль поведения переносится в школу и социум в целом. Возрастает риск ухода из семьи, бродяжничество.

Когда родители рассматривают ребенка как проблему и препятствие, которое мешает заниматься собственными делами, ребенок оказывается в эмоциональной изоляции. Применяя наказания к ребенку, родители ошибаются, полагая что могут заставить его повиноваться и исправиться, они тем самым только проявляют свое нетерпение и гнев.

Маркеры поведения, которые указывают на вероятность того, что ребенок подвергается насилию в семье:

  • У таких детей повышенная чувствительность к обидам;
  • Такие дети склонны уходить с уроков или не доходить до школы, если есть вероятность получить неудовлетворительную оценку или не готовы к уроку;
  • Способны подделывать подписи как учителей, так и родителей, даже могут подделывать медицинские справки;
  • Склонны удовлетворять свои потребности через ассоциальное поведение, чтобы привлечь к себе внимание через негативную оценку. Такое желание и отсутствие жизненного опыта могут привести ребенка к преступным последствиям (попадание в комнату милиции, постановка на учет, КДН).
Учителя и современный профессиональный вызов в изменившихся условиях жизни

Сегодня активно распространяются тревожные новости о коронавирусной инфекции. Сенсационные заголовки, сеющие панику, гипотезы и ложная информация только подливают масла в огонь.

В непростой ситуации оказались школьные учителя: дети находятся на каникулах, но каникулы закончатся и необходимо будет дальше проводить занятия по программе. Для учителей это своеобразный профессиональный вызов — нужно адаптироваться к новым условиям, находить какие-то решения и варианты. И, конечно же, не забывать в этой ситуации о себе.

 Первое, что важно сделать — научиться замечать разницу между полезной и вредной тревогой.

Чтобы не заболеть, важно следить не только за своим физическим состоянием, но и за психологическим здоровьем.

Полезная тревога — это оправданный уровень беспокойства, который поощряет нас принимать разумные меры предосторожности. Вредная — постоянные размышления об угрозах и худших вариантах развития событий. Она провоцирует ощущение беспомощности и панику.

Гипербдительность часто не защищает, а вредит, а стресс ослабляет иммунную систему и делает человека уязвимым. Важно напоминать себе об этом и учиться вовремя останавливать вредную тревогу.

Следить за своим физическим состоянием, узнавать новости и соблюдать правила гигиены полезно, но, если зациклиться на этих действиях, стресс и беспокойство только вырастут.

Поддерживайте других.

Когда вам кажется, что жизнь вышла из-под контроля, улучшить собственное психическое состояние может забота о близких, друзьях и соседях. Если не можете помочь офлайн — поддержите людей на расстоянии. Во время самоизоляции важно делать все возможное, чтобы оставаться на связи. Когда мы поддерживаем друг друга, у нас появляется ощущение цели.

Даже если вы временно работаете из дома, не забывайте и о коллегах, о своем профессиональном сообществе, в котором вы также можете получить поддержку и оказать ее.

 Обсудите изменившиеся обстоятельства жизни с детьми в школе: в формате он-лайн беседы или офлайн.

Такой разговор может поддержать как педагога, так и детей. Дети любят, когда с ними говорят открыто и честно, это помогает снизить и их уровень тревоги. Говорите на языке, соответствующем возрасту детей, следите за их реакцией и будьте чувствительны к их беспокойству. Вместе обсудите дальнейший формат обучения, проговорите, какие изменения будут внесены в связи с пандемией.

 Актуализируйте прошлый положительный опыт.

Да, сейчас вам очень тревожно. Но трудности были и раньше, вспомните, что помогало справляться? Вы уже не раз болели и выздоравливали, проанализируйте, что вы для этого делали? Подумайте, какими формами обучения вы владеете, и какие из них могут быть использованы в сложившихся условиях. Важно стабилизировать состояние так, чтобы за паникой и страхами увидеть широкое поле возможностей и плюсы собственного опыта.

 Помогите себе адаптироваться к изменившимся условиям

Что мы делаем, когда на улице слишком солнечно? Надеваем солнцезащитные очки. Также и в новых условиях: подумайте, какие инструменты помогут вам справиться? Разработайте подробный план ваших действий на этот период, который позволит вам справиться с профессиональными задачами, наладить контакт с учениками и сохранить своё здоровье.

Как понять, что ребенок подвергается булингу

PDF Loading...